Карлос Гардель

   

Зови меня просто Чарли...

 

Нация, не имеющая легенд, как говорил поэт, приговорена к смерти. Это доказуемо. Но народ, у которого нет мифов, уже мертв. В этом месяце мы отмечаем годовщину со дня рождения Карлоса Гарделя. Так как руководитель оркестра Джулио Де Каро также родился в этот же день этого же месяца, хотя в другой год, Аргентина несколько лет назад провозгласила 11 декабря Национальным Днем танго. Находясь на тысячу миль вдали и наблюдая первый в сезоне снегопад из окна высотного здания в Нью-Йорке, я размышляю о разорванных связях и утраченной возможности вернуться в прошлое, в котором люди уезжали в поисках лучшего в другие страны. В воспоминаниях о снегопадах в Буэнос-Айресе в 1918 и 1955 годах, поэт Рауль Гонзалес Тюнон написал о Гарделе, «никто не может превзойти его волнующего душу голоса, будет ли он записан на пластинку или звучит живьем. Возможно, когда снегопад опять пойдет в нашем городе, появится другой голос, который рискнет состязаться с ним». Бетти, Джулия, Мари и Пегги любили его голос. Они были блондинки Нью-Йорка, «восхитительные надушенные создания» целовавшие Карлоса своими «прелестно накрашенными губками как если бы они были хрупкими увеселительными куколками», в сцене из «Танго на Бродвее», снятого в 1934 году. Годом позже Гарделя нашли среди обуглившегося металла сгоревшим на бетонированной площадке Меделлина, аэропорта в Колумбии.

Многие считают, что когда он умер, родился миф. Из пяти аргентинских мифов (президент Юригоен и Перон, Ева Перон, Диего Марадона и Карлос Гардель) только последний был принят всеми слоями общества. В то время как ошибки четырех других никогда не прощались и многое в их биографиях подвергалось сомнению и оговаривалось вследствие политической ненависти, враждебной злобы и классовой дискриминации, все это не относилось к Гарделю. Писатель Горацио Салас указывал, что «точно также как никто не посмеет осуждать особенность цветов флага или литературные недостатки Национального гимна, культ Гарделя  возвышен им самим до такой же высоты». Достаточно часто миф о Гарделе отождествляется с простыми аргентинцами среднего класса, сыновьями и дочерьми иммигрировавших. Гардель – это человек, достигнувший верхушки. Он добился успеха. Он победил. Все это назло трудному прошлому и отсутствию певцов в числе предков. Вторая волна иммиграции в Буэнос-Айрес ассоциируется с иммиграцией  французов, которые по опыту знали, что значит быть отверженными, знали нужду и отсутствие крова, кто вынужден подниматься с самого дна в чужой стране и без поддержки. Благодаря своему голосу Гардель вышел за рамки бедных трущоб чтобы стать символом песни танго, первым в Городе Света и в результате покорившим Северную и Южную Америку. Когда Гардель поет, и делает это лучше с каждым днем, танцующие останавливаются, потому что его голос вызывает воспоминания о чем-то восхитительном, его голос – это вопль, возвещающий о приходе нового этапа жизни в этом мире. Гардель родился вновь в душе каждого аргентинца в виде, далеком от первоисточника. Потому что Гардель олицетворял победителя. Потому что был элегантен, с неотразимой улыбкой, гладко зачесанными волосами, в начищенной до блеска обуви и безупречном костюме. Женщины любили Гарделя, но ни с одной из них он не связал судьбу, играя в миф до конца. Он был вечным женихом, женившимся только на своих песнях, как священник женится на своей религии. Он создал воздушную иллюзию для женщин, которые грезят о том дне, когда они встретят Принца Обаяние и все их мечты станут явью.

Сумерки и первый снегопад; серые тона пробивают тысячи огоньков. Скоро город будет готов для новой ночи Танго на Бродвее, обычай, который кажется, что будет вечно. Снег падает, и я слышу звуки милонги. Никто не заметит, как я вступлю в зал, ведомый в моем сердце Карлосом. Скажут, что это видно, что я аргентинец, не важно как я вращаюсь и как я двигаюсь. И если Робина, Яна, Мари или какая-либо другая блондинка Нью-Йорка спросит мое имя, я улыбнусь ей и шепну на ухо: «зови меня просто Карлос, дорогая, Чарли, если хочешь…»

Альберто Паз
перевод: Анна  Филимонова

© www.planet-tango.com

вернуться